Нарушения слоговой структуры слова, альбомы А.К. Марковой.


 Ребенок переставляет или пропускает слоги в словах? Вместо «девочка», говорит «дечка», вместо «сковорода»- «скогода». Он очень быстро и неразборчиво произносит слова. В этом случае можно говорить о нарушениях слоговой структуры слова. Вам помогут альбомы А.К. Марковой. В альбомах представлены картинки, изображающие слова-предметы, слова-действия и слова-признаки определенной слоговой структуры. На каждой странице 4 изображения. Обе части содержат одинаковые картинки, но в первой части, картинка сопровождается напечатанным словом.

Скачать альбомы можно по адресу https://drive.google.com/drive/folders/1kTPEMcD1GAV2ZKiW9ZmzKuXV0H6io4El?usp=sharing

Начинать работу над слоговой структурой слова необходимо с первого альбома. Предложите ребенку пролистать альбом, рассмотреть, назвать знакомые слова. Сразу можно отметить слова, которые ребенок уже знает и произносит правильно. Для одного занятия целесообразно использовать не более 2х страниц (8 слов).

При первом знакомстве со словами, рассмотрите с ребенком страницу, назовите слова, выясните значение слова. При необходимости более подробного объяснения значения слова, используйте интернет-браузер, открытый на странице «картинки». Вводите в строку поиска необходимое слово и объясняйте значение на разных изображениях. У детей такая форма работы вызывает живой интерес, а, значит, и вероятность запоминания значения слова будет более высокой.

После выяснения значения слова, предложите ребенку набор фишек. Роль фишек могут выполнять пуговицы, пластмассовые фишки из настольных игр, геометрические фигуры, вырезанные из картона, камешки «марблс», магниты и т.д. Назовите слово и попросите закрыть его фишкой. После, повторите слово по слогам вместе с ребенком. Обратите внимание ребенка на слово, написанное под картинкой. Вместе «прочитайте». Чтобы помочь произнести слово правильно, можно использовать привычные для ребенка опорные символы звуков. Когда все четыре слова произнесены и закрыты, попросите, открыть и назвать слова самостоятельно. Желательно не торопить ребенка, дать ему время подумать и вспомнить. При необходимости повторить несколько раз.

После окончания работы со страницей, отметьте её стикером, предложите ребенку забрать альбом домой, вспомнить и повторить слова вместе с мамой, папой или бабушкой. Работа с альбомом дома, повысит эффективность работы, и привлечет внимание родителей к речи ребенка.

Проверьте, как ребенок поработал дома, отметьте галочкой те слова, которые он запомнил и произносит правильно. При изучении новых слов, обязательно повторяйте те, которые даются ребенку с трудом.

Когда все слова в первой части альбома отмечены галочкой, переходите к работе с этими же словами во второй части. Отсутствие дополнительной зрительной опоры в виде подписи под словом, поможет активизировать слуховую и артикуляционную память в восстановлении слоговой структуры. На данном этапе работы закрепляем произношение слов определенной слоговой структуры в словосочетаниях и предложениях. При составлении шаблона предложения нужно использовать слова, уже усвоенного типа слоговой структуры. При проговаривании предложений с двусложными словами с открытым слогом, используйте, например: это, хочу, беру, мою и т.д. А работая над трехсложными словами с открытым слогом, использовать шаблон: мама купила…, я говорю…, мы вымыли… и т.д.

Картинный материал представлен в виде альбомов. Каждый альбом состоит из двух частей и содержит картинки со словами одного типа слоговой структуры. Картинный материал представлен в виде альбомов. Каждый альбом состоит из двух частей и содержит картинки со словами одного типа слоговой структуры. 

Альбом №1: Двусложные слова из открытых слогов.

При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблона предложения для Альбома №1.

 

Альбом №2: Трехсложные слова из открытых слогов
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №2.
Мы купили...помаду, бумагу, малину…(для предметов, которые можно купить)
Я говорю…хижина,  кабина, монета...(для всех слов)
Я выберу…дерево, обои, рябину…

 

Альбом №3: Односложные слова из закрытых слогов.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблона предложения для Альбома №3
Тут… лев, кот, дом…
Вот…чай, сом, дым…
Это …сон, мед, куб…
Это моя (для сло ж.р.)… печь, ночь
Это мой (для слов м.р.)…до, сом и т.д.
Я выберу (для неживых предметов)…дом, нос, воз…
Мы купили (для слов-предметов, которые можно купить)… 

 

Альбом №4: Двусложные слова с  закрытым слогом.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №4
Тут… . Вот… . Это … . Это моя (для сло ж.р.)… . Это мой (для слов м.р.)….
Я выберу (для неживых предметов)… .  Мы купили (для слов-предметов, которые можно купить)…
Маме (папе, бабе, деду) нужен… .

 

Альбом №5: Двусложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №5
Тут… . Вот… . Это … . Это моя (для сло ж.р.)… . Это мой (для слов м.р.)….
Я выберу (для неживых предметов)… .  Мы купили (для слов-предметов, которые можно купить)…  (папе, бабе, деду) нужен… . 
На полке лежит… (для слов, обозначающих мелкие предметы).
Я надену… (для предметов одежды).

 

Альбом №6: Двусложные слова со стечением согласных в начале  слова и открытым слогом.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №6
Тут… . Вот… . Это … . Это моя (для сло ж.р.)… . Это мой (для слов м.р.)….
Я выберу (для неживых предметов)… .  Мы купили (для слов-предметов, которые можно купить)…
Маме (папе, бабе, деду) нужен… . 
На полке лежит… (для слов, обозначающих мелкие предметы).
Я надену… (для предметов одежды).
Я знаю, это….
Вьюга замела… (книгу, шпагу, птаху ит.д.)
Шхуна везёт … (для слов, обозначающих небольшие предметы). 
Обычно, во время работы на этом этапе, ребенок начинает сам придумывать шаблоны предложений. Просите, ребенка использовать, при построении высказывания, только те слова, которые он уже умеет правильно произносить.

 

Альбом №7: Двусложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым  слогом.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №7
Тут… . Вот… . Это … . Это моя (для сло ж.р.)… . Это мой (для слов м.р.)….
Я выберу (для неживых предметов)… .  Мы купили (для слов-предметов, которые можно купить)…
Маме (папе, бабе, деду) нужен… . 
На полке лежит… (для слов, обозначающих мелкие предметы).
Я надену… (для предметов одежды).
Я знаю, это….
Давай пошутим, это кошкин… (магнит, медведь и т.д.)
Давай пошутим, в капкан попал… (для неживых предметов: фонтан, чепчик и т. д.)
Обычно, во время работы на этом этапе, ребенок начинает сам придумывать шаблоны предложений. Просите, ребенка использовать, при построении высказывания, только те слова, которые он уже умеет правильно произносить.

 

Альбом №8: Двусложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №8
В данном альбоме появляются названия слов-действий и слов–признаков, что позволит разнообразить фразу со словами изученного типа слоговой структуры. Попросите произнести слово с стакан с разными словами-признаками: крутой стакан, прямой стакан, глупый стакан, длинный стакан и т.д., а затем вместе разберите, какие из этих признаков можно употреблять со словом стакан, а какие неуместны.  Используйте шаблоны предложений из предыдущих альбомов. Выясните, понимает ли ребенок смысл слов-признаков, употребляемых с разными словами-предметами, например, хмурый день – хмурый мальчик и крутой склон – крутой мальчик.
Мы будем прятать…. .Я буду двигать…. . и.т.д.
Обычно, во время работы на этом этапе, ребенок начинает сам придумывать шаблоны предложений. Просите, ребенка использовать, при построении высказывания, только те слова, которые он уже умеет правильно произносить.

 

Альбом №9: Трехсложные слова с закрытым слогом.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №9
В данном альбоме содержатся  названия слов-действий и слов–признаков, что позволит разнообразить фразу со словами изученного типа слоговой структуры. Используйте шаблоны предложений из предыдущих альбомов. Выясните, понимает ли ребенок смысл слов-признаков, употребляемых с разными словами-предметами, например, румяный (пирожок – нос), корявый (пень – почерк), надутый (шар – живот). 
В данном альбоме появляются слова, отвечающие на вопрос: чей? Правильное произнесение этих прилагательных дается ребенку очень тяжело, поэтому, чтобы закрепить правильность произношения  поиграйте и пошутите: Это собачий (беличий, заячий, ежиный)…(чемодан, кабачок, ботинок и.д.). 
Обычно, во время работы на этом этапе, ребенок начинает сам придумывать шаблоны предложений. Просите, ребенка использовать, при построении высказывания, только те слова, которые он уже умеет правильно произносить.

 

Альбом №10: Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом.
При проговаривании предложений учитывайте уместность использования в этом предложении отрабатываемого слова. Пример шаблонов предложения для Альбома №10
В данном альбоме содержатся  названия слов-действий и слов–признаков, что позволит разнообразить фразу со словами изученного типа слоговой структуры. Используйте шаблоны предложений из предыдущих альбомов. 
В данном альбоме появляются слова, отвечающие на вопрос: чья? Правильное произнесение этих прилагательных дается ребенку очень тяжело, поэтому, чтобы закрепить правильность произношения  поиграйте и пошутите: Это собачья (беличья, заячья, кошачья) … (комната, фиалка, беседка и т.д., для слов женского рода). 
Можно использовать словосочетания:
-В комнате (беседке, палатке, пустыне, аптеке) …. (можно брать любые слова, но при этом заострять внимание:  В пустыне  бегемот? А можно ли в пустыне увидеть бегемота, где обитает бегемот?
-Девочка (бабушка, дедушка) говорит: бегемот (комната, ботинки и т.д.)
Обычно, во время работы на этом этапе, ребенок начинает сам придумывать шаблоны предложений. Просите, ребенка использовать, при построении высказывания, только те слова, которые он уже умеет правильно произносить.

 

Комментарии