Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет?


Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.



Виды дисграфии

(в зависимости от причин возникновения)

Акустическая (возникает при нарушении фонематического восприятия).

Симптоматика: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

Артикуляторно-акустическая (возникает при нарушенном звукопроизношении и фонематическом восприятии).

Симптоматика: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).

• замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);

• замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);

• замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);

• замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда приобозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);

• пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;

•замена и смешение гласных: о, у, е, и.

Аграмматическая (механизм нарушения заключается в морфологических и синтаксических обобщениях).

Наблюдаются следующие ошибки:

• искажение морфемного строя слова;

• замены приставок и суффиксов;

• нарушение конструкции предложения;

• изменение падежа, местоимений и числа существительных;

• нарушение согласования.

Оптическая (возникает при нарушенном зрительном восприятии, а также при несовершенстве зрительной и речевой памяти).

Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

• графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);

• включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);

• зеркальное написание букв;

• отрыв элементов букв;

• лишние элементы (шишки — шишшики).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (страдает зрительная и речевая память).

Симптоматика:

• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);

• пропуски гласных (собака — сбака);

• перестановка букв (тропа — ртопа);

• добавление букв (таскали — тасакали);

• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);

• нарушения деления предложения на слова.

Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости, эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения).

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждое достижение.


Комментарии